Близнюкова Надежда Александровна

Профессиональный стандарт педагога

Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н

(с изм. от 25.12.2014)

"Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая

деятельность в сфере дошкольного,

начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)"

(Зарегистрировано в Минюсте России

06.12.2013 N 30550)

Документ предоставлен КонсультантПлюс

www.consultant.ru

Дата сохранения: 10.03.2015

Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н

Документ предоставлен КонсультантПлюс (с изм. от 25.12.2014) Дата сохранения: 10.03.2015

"Об утверждении профессионального стандарта "Педагог ...

Зарегистрировано в Минюсте России 6 декабря 2013 г. N 30550

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 18 октября 2013 г. N 544н

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА

"ПЕДАГОГ (ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СФЕРЕ ДОШКОЛЬНОГО,

НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО, ОСНОВНОГО ОБЩЕГО, СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ) (ВОСПИТАТЕЛЬ, УЧИТЕЛЬ)"

Список изменяющих документов

(с изм., внесенными Приказом Минтруда России от 25.12.2014 N 1115н)

КонсультантПлюс: примечание.

Постановлением Правительства РФ от  23.09.2014  N  970  в  Правила  разработки,  утверждения  и применения профессиональных стандартов, утв. Постановлением Правительства РФ от 22.01.2013 N 23, внесены изменения. Норма, предусматривающая утверждение профессионального стандарта, содержится в пункте 16 новой редакции Правил.

В соответствии с пунктом 22 Правил разработки, утверждения  и  применения  профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января  2013  г. N 23 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 4, ст. 293), приказываю:

1.  Утвердить прилагаемый  профессиональный стандарт "Педагог (педагогическая деятельность  в сфере дошкольного,  начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)".

КонсультантПлюс: примечание.

Пункт 2 применяется с 1 января 2017 года (Приказ Минтруда России от 25.12.2014 N 1115н).

2.  Установить,  что  профессиональный стандарт "Педагог (педагогическая  деятельность  в  сфере дошкольного,  начального  общего,  основного  общего,  среднего общего образования) (воспитатель, учитель)" применяется работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом,  при  организации  обучения  и  аттестации  работников,  заключении  трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда с 1 января 2015 года.

Министр

М.А.ТОПИЛИН

Утвержден

приказом Министерства труда и социальной защиты

Российской Федерации от 18 октября 2013 г. N 544н

КонсультантПлюс: примечание.

Профессиональный стандарт применяется работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации  работников,  заключении  трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты  труда  с  1  января  2017 года.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

КонсультантПлюс

надежная правовая поддержка www.consultant.ruСтраница  1 из 24 Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н

Документ предоставлен КонсультантПлюс (с изм. от 25.12.2014) Дата сохранения: 10.03.2015

"Об утверждении профессионального стандарта "Педагог ...

ПЕДАГОГ

(ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДОШКОЛЬНОМ, НАЧАЛЬНОМ ОБЩЕМ,

ОСНОВНОМ ОБЩЕМ, СРЕДНЕМ ОБЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ)

(ВОСПИТАТЕЛЬ, УЧИТЕЛЬ)

1

Регистрационный номер

I. Общие сведения

Дошкольное образование

Начальное общее образование

Основное общее образование   01.001 

Среднее общее образование

 

(наименование вида профессиональной деятельности) Код

Основная цель вида профессиональной деятельности:

Оказание образовательных услуг по основным общеобразовательным программам

образовательными организациями (организациями, осуществляющими обучение) Группа занятий:

2320

Преподаватели в средней школе

3320

Персонал дошкольного воспитания и образования

2340

Преподаватели в системе специального образования

3330

Преподавательский персонал специального обучения

3310

Преподавательский персонал начального образования

(код ОКЗ 1 ) (наименование) (код ОКЗ) (наименование)

Отнесение к видам экономической деятельности:

80.10.1.

Услуги в области дошкольного и начального общего образования

80.21.1.

Услуги в области основного общего и среднего (полного) общего образования

(код КВЭД 2 ) (наименование вида экономической деятельности)

КонсультантПлюс

надежная правовая поддержка www.consultant.ruСтраница  2 из 24


Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н

Документ предоставлен КонсультантПлюс (с изм. от 25.12.2014) Дата сохранения: 10.03.2015

"Об утверждении профессионального стандарта "Педагог ...

II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)

Обобщенные трудовые функции

Трудовые функции

код

наименование

уровень квалификации

наименование

код

уровень

(подуровень) квалификации

A

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации

образовательного процесса в образовательных организациях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования

6

Общепедагогическая функция. Обучение

A/01.6

6

Воспитательная деятельность

A/02.6

6

Развивающая деятельность

A/03.6

6

B

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации основных общеобразовательных программ

5 - 6

Педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования

B/01.5

5

Педагогическая деятельность по реализации программ начального общего образования

B/02.6

6

Педагогическая деятельность по реализации программ основного и среднего общего образования

B/03.6

6

Модуль "Предметное обучение. Математика"

B/04.6

6

КонсультантПлюс

надежная правовая поддержка www.consultant.ruСтраница  3 из 24 Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н

Документ предоставлен КонсультантПлюс (с изм. от 25.12.2014) Дата сохранения: 10.03.2015

"Об утверждении профессионального стандарта "Педагог ...

Модуль "Предметное обучение. Русский язык"

B/05.6

6

III. Характеристика обобщенных трудовых функций 3.1. Обобщенная трудовая функция

КонсультантПлюс

надежная правовая поддержка www.consultant.ruСтраница  4 из 24


Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования

Код

A

Уровень квалификации

6

Наименование

Наименование документа

Код

Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности

ОКЗ

2320

Преподаватели в средней школе

2340

Преподаватели в системе специального образования

3310

Преподавательский персонал начального образования


Происхождение Оригинал X Заимствовано из

обобщенной трудовой функции

оригинала

Код оригинала

Регистрационный номер

профессиональног о стандарта

Возможные наименования должностей

Учитель,

Воспитатель

Требования к образованию и обучению

Высшее профессиональное образование или  среднее  профессиональное образование по направлениям подготовки "Образование и педагогика" или в области, соответствующей преподаваемому  предмету  (с  последующей профессиональной переподготовкой по профилю педагогической деятельности), либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное  образование  и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации

Требования к опыту практической работы

Требования к опыту практической работы не предъявляются

Особые условия допуска к работе

К педагогической деятельности не допускаются лица:

лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;

имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации;

признанные  недееспособными  в  установленном  федеральным законом порядке;

имеющие заболевания, предусмотренные установленным перечнем

Дополнительные характеристики

3320

Персонал дошкольного воспитания и образования

3330

Преподавательский персонал специального обучения

ЕКС 3

-

Учитель

Воспитатель

ОКСО 4

050000

Образование и педагогика

3.1.1. Трудовая функция

Общепедагогическая функция. Обучение

Код

A/01.6

Уровень (подуровень) квалификации

6

Наименование

Происхождение Оригинал X Заимствовано из

трудовой функции оригинала

Код Регистрационный оригинала номер

профессиональног о стандарта

Трудовые действия

Разработка  и  реализация  программ  учебных  дисциплин  в  рамках основной общеобразовательной программы

Осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями  федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования

Участие  в  разработке  и  реализации  программы развития образовательной организации  в  целях  создания  безопасной  и комфортной образовательной среды

Планирование и проведение учебных занятий

Систематический анализ эффективности учебных занятий и подходов к обучению

Организация, осуществление контроля и оценки учебных  достижений,  текущих и итоговых результатов освоения основной образовательной программы обучающимися

Формирование универсальных учебных действий

Формирование навыков, связанных с информационно-коммуникационными технологиями (далее - ИКТ)

Формирование мотивации к обучению

Объективная  оценка  знаний  обучающихся  на  основе  тестирования  и  других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей

Необходимые умения

Владеть формами и методами  обучения,  в  том  числе  выходящими  за  рамки учебных занятий: проектная деятельность, лабораторные эксперименты, полевая практика и т.п.

Объективно оценивать знания обучающихся на  основе  тестирования  и  других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей

Разрабатывать (осваивать) и применять современные психолого-педагогические технологии, основанные на знании  законов  развития личности и поведения в реальной и виртуальной среде

Использовать  и  апробировать  специальные  подходы к обучению в целях включения  в  образовательный  процесс  всех  обучающихся,  в том числе с особыми  потребностями в образовании: обучающихся, проявивших выдающиеся способности; обучающихся, для которых русский язык не является родным; обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Владеть ИКТ-компетентностями: общепользовательская ИКТ-компетентность; общепедагогическая ИКТ-компетентность; предметно-педагогическая ИКТ-компетентность (отражающая профессиональную ИКТ-компетентность соответствующей области человеческой деятельности)

Организовывать различные виды внеурочной деятельности: игровую, учебно-исследовательскую, художественно-продуктивную, культурно-досуговую с  учетом  возможностей  образовательной  организации,  места жительства и историко-культурного своеобразия региона

Необходимые знания

Преподаваемый предмет в пределах требований федеральных государственных образовательных стандартов и основной общеобразовательной программы, его истории и  места  в  мировой  культуре  и науке

История, теория, закономерности и принципы построения  и  функционирования образовательных  систем,  роль  и  место образования в жизни личности и общества

Основные закономерности возрастного  развития,  стадии  и  кризисы  развития, социализация личности, индикаторы индивидуальных особенностей траекторий жизни, их возможные девиации, а также основы их психодиагностики

Основы психодидактики, поликультурного образования, закономерностей поведения в социальных сетях

Пути достижения образовательных результатов и способы  оценки  результатов обучения

Основы методики преподавания, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий

Рабочая программа и методика обучения по данному предмету

Приоритетные  направления  развития  образовательной  системы Российской Федерации, законов и иных  нормативных  правовых  актов,  регламентирующих образовательную деятельность в Российской Федерации, нормативных документов по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи, федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, законодательства о правах ребенка, трудового законодательства

Нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи

Конвенция о правах ребенка

Трудовое законодательство

Другие характеристики

Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики

3.1.2. Трудовая функция

Воспитательная деятельность

Код

A/02.6

Уровень (подуровень) квалификации

6

Наименование

Происхождение Оригинал X Заимствовано из

трудовой функции оригинала

Код Регистрационный оригинала номер

профессиональног о стандарта

Трудовые действия

Регулирование поведения обучающихся для обеспечения безопасной образовательной среды

Реализация современных,  в  том  числе  интерактивных,  форм  и  методов воспитательной работы, используя их как на занятии, так  и  во  внеурочной деятельности

Постановка воспитательных целей, способствующих развитию обучающихся, независимо от их способностей и характера

Определение  и принятие четких правил поведения обучающимися в соответствии с уставом образовательной организации и правилами внутреннего распорядка образовательной организации

Проектирование и реализация воспитательных программ

Реализация воспитательных возможностей различных видов  деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.)

Проектирование ситуаций и событий, развивающих эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка)

Помощь  и  поддержка  в  организации  деятельности  ученических  органов самоуправления

Создание, поддержание уклада, атмосферы и традиций жизни образовательной организации

Развитие у обучающихся  познавательной  активности,  самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции,  способности  к  труду  и  жизни  в  условиях  современного мира, формирование у обучающихся культуры  здорового  и  безопасного  образа жизни

Формирование  толерантности и навыков поведения в изменяющейся поликультурной среде


Использование конструктивных воспитательных усилий родителей (законных представителей) обучающихся, помощь семье в решении вопросов воспитания ребенка

Необходимые умения

Строить  воспитательную  деятельность с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей

Общаться с детьми, признавать их достоинство, понимая и принимая их

Создавать в учебных группах (классе, кружке, секции и т.п.) разновозрастные детско-взрослые  общности  обучающихся,  их  родителей (законных представителей) и педагогических работников

Управлять учебными группами с целью вовлечения обучающихся в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность

Анализировать реальное состояние дел в учебной группе,  поддерживать  в детском коллективе деловую, дружелюбную атмосферу

Защищать достоинство и интересы обучающихся, помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях

Находить ценностный аспект учебного знания и информации  обеспечивать его понимание и переживание обучающимися

Владеть методами организации экскурсий, походов и экспедиций и т.п.

Сотрудничать с другими педагогическими работниками и другими специалистами в решении воспитательных задач

Необходимые знания

Основы законодательства о правах ребенка, законы в сфере образования и федеральные государственные образовательные стандарты общего образования

История, теория, закономерности и принципы построения и функционирования образовательных (педагогических) систем, роль и место образования в жизни личности и общества

Основы  психодидактики,  поликультурного  образования,  закономерностей поведения в социальных сетях

Основные закономерности возрастного развития, стадии и кризисы развития и социализации личности, индикаторы и индивидуальные особенности  траекторий  жизни  и  их  возможные девиации, приемы их диагностики

Научное представление о результатах образования, путях их достижения  и способах оценки

Основы методики воспитательной работы, основные принципы деятельностного  подхода,  виды  и  приемы  современных педагогических технологий

Нормативные правовые, руководящие и инструктивные документы, регулирующие  организацию  и проведение мероприятий за пределами территории образовательной организации (экскурсий, походов и экспедиций)

Другие характеристики

Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований

3.1.3. Трудовая функция

Развивающая деятельность

Код

A/03.6

Уровень (подуровень) квалификации

6

Наименование

Происхождение Оригинал X Заимствовано из

трудовой функции оригинала

Код Регистрационный оригинала номер

профессиональной этики

профессиональног о стандарта

Трудовые действия

Выявление  в  ходе  наблюдения поведенческих и личностных проблем обучающихся, связанных с особенностями их развития

Оценка параметров и проектирование психологически безопасной и комфортной образовательной среды,  разработка  программ  профилактики различных форм насилия в школе

Применение инструментария и методов диагностики и  оценки  показателей уровня и динамики развития ребенка

Освоение и применение психолого-педагогических технологий (в том  числе инклюзивных),  необходимых для адресной работы с различными контингентами учащихся: одаренные дети, социально уязвимые дети,  дети, попавшие  в  трудные  жизненные  ситуации,  дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью и др.), дети с ограниченными возможностями  здоровья,  дети  с  девиациями  поведения, дети с зависимостью

Оказание адресной помощи обучающимся

Взаимодействие  с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума

Разработка (совместно с другими специалистами) и реализация  совместно с  родителями  (законными  представителями)  программ индивидуального развития ребенка

Освоение и адекватное  применение  специальных  технологий  и  методов, позволяющих проводить коррекционно-развивающую работу

Развитие у обучающихся  познавательной  активности,  самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции,  способности  к  труду  и  жизни  в  условиях современного мира, формирование у обучающихся  культуры  здорового  и  безопасного  образа жизни

Формирование и реализация  программ  развития  универсальных  учебных действий, образцов и ценностей социального поведения, навыков поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетях,

формирование  толерантности  и позитивных образцов поликультурного

общения

Формирование системы регуляции поведения и деятельности обучающихся

Необходимые умения

Владеть профессиональной установкой на оказание помощи любому ребенку вне зависимости от его реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья

Использовать в практике своей работы психологические подходы:

культурно-исторический, деятельностный и развивающий

Осуществлять (совместно с психологом и другими специалистами) психолого-педагогическое сопровождение основных  общеобразовательных программ

Понимать документацию специалистов (психологов, дефектологов, логопедов и т.д.)

Составить (совместно с психологом и другими специалистами) психолого-педагогическую характеристику (портрет) личности обучающегося

Разрабатывать и реализовывать индивидуальные образовательные маршруты, индивидуальные программы развития и индивидуально-ориентированные  образовательные  программы  с учетом личностных и возрастных особенностей обучающихся

Владеть  стандартизированными  методами  психодиагностики  личностных характеристик и возрастных особенностей обучающихся

Оценивать образовательные результаты: формируемые  в  преподаваемом предмете предметные и метапредметные компетенции, а также осуществлять (совместно с психологом) мониторинг личностных характеристик

Формировать детско-взрослые сообщества

Необходимые знания

Педагогические закономерности организации образовательного процесса

Законы развития личности и проявления личностных свойств, психологические законы периодизации и кризисов развития

Теория и технологии учета возрастных особенностей обучающихся

Закономерности формирования детско-взрослых сообществ, их социально-психологических особенности и закономерности развития детских и подростковых сообществ

Основные закономерности семейных отношений, позволяющие эффективно работать с родительской общественностью

Основы  психодиагностики  и  основные  признаки  отклонения в развитии детей

Социально-психологические особенности и закономерности развития детско-взрослых сообществ

Другие характеристики

Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики


3.2. Обобщенная трудовая функция

Педагогическая деятельность по проектированию  и реализации основных образовательных программ

Код

B

Уровень квалификации

5 - 6

Наименование

Оригинал

X

Заимствовано из оригинала

Происхождение обобщенной трудовой функции

Код Регистрационный оригинала номер

профессиональног о стандарта

Возможные наименования должностей

Учитель,

Воспитатель

Требования к образованию и обучению

Высшее  образование  или  среднее  профессиональное образование по направлениям  подготовки  "Образование  и  педагогика" или в области, соответствующей преподаваемому предмету (с последующей профессиональной переподготовкой по профилю педагогической деятельности), либо высшее образование или среднее  профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации

Требования к опыту практической работы

Требования к опыту практической работы не предъявляются

Особые условия допуска к работе

К педагогической деятельности не допускаются лица:

лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;

имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации;

признанные  недееспособными  в  установленном  федеральным законом порядке;

имеющие заболевания, предусмотренные установленным перечнем

Дополнительные характеристики

Наименование документа

Код

Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности

ОКЗ

2320

Преподаватели в средней школе

2340

Преподаватели в системе специального образования

3310

Преподавательский персонал начального образования

3320

Персонал дошкольного воспитания и образования

3330

Преподавательский персонал специального обучения

ЕКС

-

Учитель

Воспитатель

ОКСО

050000

Образование и педагогика

3.2.1. Трудовая функция

Педагогическая деятельность по реализации  программ дошкольного образования

Код

B/01.5

Уровень (подуровень) квалификации

5

Наименование

Происхождение Оригинал X Заимствовано из

трудовой функции оригинала

Код Регистрационный оригинала номер

профессиональног о стандарта

Трудовые действия

Участие в разработке основной общеобразовательной программы образовательной организации в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования

Участие в создании безопасной и психологически комфортной образовательной среды образовательной  организации  через  обеспечение безопасности  жизни  детей,  поддержание эмоционального благополучия ребенка в период пребывания в образовательной организации

Планирование  и  реализация  образовательной работы в группе детей раннего  и/или  дошкольного  возраста  в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и основными образовательными программами

Организация и проведение педагогического  мониторинга  освоения  детьми образовательной программы  и  анализ  образовательной  работы  в  группе детей раннего и/или дошкольного возраста

Участие в планировании и корректировке образовательных  задач (совместно с психологом и другими специалистами) по результатам мониторинга  с  учетом  индивидуальных  особенностей развития каждого ребенка раннего и/или дошкольного возраста

Реализация педагогических рекомендаций специалистов (психолога, логопеда, дефектолога и др.) в работе с детьми, испытывающими трудности в освоении программы, а также с детьми с особыми образовательными потребностями

Развитие профессионально значимых компетенций, необходимых для решения образовательных  задач  развития  детей  раннего  и  дошкольного возраста с учетом особенностей возрастных и индивидуальных особенностей их развития

Формирование психологической готовности к школьному обучению

Создание позитивного психологического  климата  в  группе  и  условий  для доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным

общностям  и  социальным  слоям,  а  также  с  различными (в том числе

ограниченными) возможностями здоровья

Организация видов деятельности, осуществляемых в раннем и дошкольном возрасте: предметной,  познавательно-исследовательской,  игры  (ролевой, режиссерской, с правилом), продуктивной; конструирования, создания широких возможностей для развития  свободной  игры  детей,  в  том  числе обеспечение игрового времени и пространства

Организация конструктивного взаимодействия детей в разных видах деятельности, создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности, материалов

Активное  использование  недирективной помощи и поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности

Организация  образовательного  процесса на основе непосредственного общения  с  каждым ребенком с учетом его особых образовательных потребностей

Необходимые умения

Организовывать виды деятельности, осуществляемые в раннем и дошкольном возрасте: предметная, познавательно-исследовательская, игра (ролевая, режиссерская, с правилом), продуктивная; конструирование, создания широких возможностей для развития свободной игры детей, в том числе обеспечения игрового времени и пространства

Применять методы физического, познавательного  и  личностного  развития детей раннего и дошкольного возраста  в  соответствии  с  образовательной программой организации

Использовать методы и средства анализа психолого-педагогического мониторинга, позволяющие оценить результаты освоения детьми образовательных  программ,  степень  сформированности у них качеств, необходимых для дальнейшего обучения и развития на следующих уровнях обучения

Владеть всеми видами развивающих деятельностей дошкольника (игровой, продуктивной, познавательно-исследовательской)

Выстраивать партнерское взаимодействие с родителями (законными представителями)  детей  раннего  и  дошкольного  возраста  для решения образовательных задач, использовать методы и средства для их психолого-педагогического просвещения

Владеть ИКТ-компетентностями, необходимыми и достаточными для планирования,  реализации  и  оценки  образовательной  работы  с детьми раннего и дошкольного возраста

Необходимые знания

Специфика дошкольного образования и особенностей  организации  работы с детьми раннего и дошкольного возраста

Основные психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный  и  личностный;  основы  дошкольной  педагогики,  включая классические системы дошкольного воспитания

Общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте

Особенности становления и  развития  детских  деятельностей  в  раннем  и дошкольном возрасте

Основы  теории  физического, познавательного и личностного развития

детей раннего и дошкольного возраста

Современные тенденции развития дошкольного образования

Другие характеристики

Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики

3.2.2. Трудовая функция

Педагогическая деятельность по реализации  программ  начального общего образования

Код

B/02.6

Уровень (подуровень) квалификации

6

Наименование

Происхождение Оригинал X Заимствовано из

трудовой функции оригинала

Код Регистрационный оригинала номер

профессиональног о стандарта

Трудовые действия

Проектирование  образовательного процесса на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования с учетом особенностей социальной ситуации развития первоклассника в связи с переходом  ведущей  деятельности  от  игровой  к учебной

Формирование у детей социальной позиции обучающихся на всем протяжении обучения в начальной школе

Формирование метапредметных компетенций, умения учиться и универсальных учебных действий до уровня,  необходимого  для  освоения образовательных программ основного общего образования

Объективная  оценка  успехов и возможностей обучающихся с учетом неравномерности индивидуального психического развития детей младшего школьного  возраста,  а  также  своеобразия  динамики развития учебной деятельности мальчиков и девочек

Организация учебного процесса с учетом своеобразия социальной ситуации развития первоклассника

Корректировка  учебной деятельности исходя из данных мониторинга образовательных результатов с учетом неравномерности индивидуального психического развития детей младшего школьного возраста (в том числе  в силу различий в возрасте, условий дошкольного обучения и воспитания),  а также своеобразия динамики развития мальчиков и девочек

Проведение в четвертом классе  начальной  школы  (во  взаимодействии  с психологом) мероприятий по профилактике возможных трудностей адаптации детей к учебно-воспитательному процессу в основной школе

Необходимые умения

Реагировать на непосредственные по форме обращения детей к учителю и распознавать за ними серьезные личные проблемы

Ставить различные виды учебных задач (учебно-познавательных, учебно-практических,  учебно-игровых)  и  организовывать  их  решение (в

индивидуальной или групповой форме) в соответствии с уровнем познавательного и личностного развития детей младшего возраста, сохраняя при этом баланс предметной и метапредметной составляющей их содержания

Во взаимодействии с родителями  (законными  представителями),  другими педагогическими работниками и психологами проектировать и корректировать индивидуальную образовательную траекторию обучающегося в соответствии с задачами достижения всех видов образовательных результатов (предметных, метапредметных и личностных), выходящими за рамки программы начального общего образования

Необходимые знания

Основные  и  актуальные  для  современной  системы  образования  теории обучения, воспитания и развития детей младшего школьного возрастов

Федеральные государственные образовательные стандарты и  содержание примерных основных образовательных программ

Дидактические основы, используемые  в  учебно-воспитательном  процессе образовательных технологий

Существо  заложенных  в  содержании  используемых  в  начальной  школе учебных задач обобщенных  способов  деятельности  и  системы  знаний  о природе, обществе, человеке, технологиях

Особенности региональных условий, в которых  реализуется  используемая основная образовательная программа начального общего образования

Другие характеристики

Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики

3.2.3. Трудовая функция

Педагогическая деятельность по реализации программ основного  и среднего общего образования

Код

B/03.6

Уровень (подуровень) квалификации

6

Наименование

Происхождение Оригинал X Заимствовано из

трудовой функции оригинала

Код Регистрационный оригинала номер

профессиональног о стандарта

Трудовые действия

Формирование общекультурных компетенций и понимания места  предмета в общей картине мира

Определение  на  основе  анализа  учебной деятельности обучающегося оптимальных  (в  том  или  ином  предметном  образовательном  контексте) способов его обучения и развития

Определение  совместно  с обучающимся, его родителями (законными представителями), другими участниками образовательного процесса

(педагог-психолог, учитель-дефектолог, методист и т.д.) зоны его

ближайшего  развития,  разработка и реализация (при необходимости)


индивидуального образовательного маршрута и индивидуальной программы развития обучающихся

Планирование специализированного образовательного процесса для группы, класса и/или отдельных контингентов обучающихся с выдающимися способностями и/или особыми образовательными потребностями  на  основе  имеющихся  типовых  программ  и  собственных разработок с учетом специфики состава обучающихся, уточнение и модификация планирования

Применение специальных языковых  программ  (в  том  числе  русского  как иностранного), программ повышения языковой культуры и развития навыков поликультурного общения

Совместное с учащимися использование иноязычных источников информации, инструментов перевода, произношения

Организация олимпиад, конференций, турниров математических и лингвистических игр в школе и др.

Необходимые умения

Применять современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы

Проводить учебные занятия, опираясь на достижения в области педагогической и психологической наук, возрастной физиологии и школьной гигиены,  а  также  современных  информационных  технологий  и методик обучения

Планировать и осуществлять учебный процесс в  соответствии  с  основной общеобразовательной программой

Разрабатывать рабочую программу по предмету, курсу на основе примерных основных общеобразовательных программ  и  обеспечивать  ее выполнение

Организовать самостоятельную деятельность  обучающихся,  в  том  числе исследовательскую

Разрабатывать  и реализовывать проблемное обучение, осуществлять связь обучения по предмету (курсу,  программе)  с  практикой,  обсуждать  с обучающимися актуальные события современности

Осуществлять  контрольно-оценочную  деятельность в образовательном процессе

Использовать современные способы оценивания в условиях информационно-коммуникационных технологий (ведение электронных форм  документации,  в  том  числе электронного журнала и дневников обучающихся)

Использовать разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения, в том числе по  индивидуальным  учебным  планам,  ускоренным курсам в рамках федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования и среднего общего образования

Владеть  основами работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием

Владеть методами убеждения, аргументации своей позиции

Устанавливать контакты с обучающимися разного возраста и их родителями  (законными  представителями),  другими педагогическими и иными работниками

Владеть  технологиями  диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения

Необходимые знания

Основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимых для решения педагогических, научно-методических и организационно-управленческих задач (педагогика, психология, возрастная физиология; школьная гигиена; методика преподавания предмета)

Программы и учебники по преподаваемому предмету

Теория  и  методы  управления  образовательными системами, методика учебной и воспитательной работы, требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений к ним, средства обучения и их дидактические возможности

Современные  педагогические  технологии  реализации  компетентностного подхода с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся

Методы и технологии поликультурного, дифференцированного и развивающего обучения

Основы экологии, экономики, социологии

Правила внутреннего распорядка

Правила по охране труда  и  требования  к  безопасности  образовательной среды

Другие характеристики

Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики

3.2.4. Трудовая функция

Модуль "Предметное обучение. Математика"

Код

B/04.6

Уровень (подуровень) квалификации

6

Наименование

Происхождение Оригинал X Заимствовано из

трудовой функции оригинала

Код Регистрационный оригинала номер

профессиональног о стандарта

Трудовые действия

Формирование способности к  логическому  рассуждению  и  коммуникации, установки на использование этой способности, на ее ценность

Формирование способности к постижению  основ  математических  моделей реального объекта или процесса, готовности к применению  моделирования для построения объектов и процессов,  определения  или  предсказания  их свойств

Формирование конкретных знаний, умений и навыков в области математики и информатики

Формирование внутренней (мысленной) модели  математической  ситуации (включая пространственный образ)

Формирование у обучающихся умения проверять математическое доказательство, приводить опровергающий пример

Формирование  у  обучающихся  умения выделять подзадачи в задаче, перебирать возможные варианты объектов и действий

Формирование у обучающихся умения пользоваться заданной математической моделью, в частности, формулой, геометрической конфигурацией, алгоритмом, оценивать возможный результат моделирования (например - вычисления)

Формирование материальной и информационной  образовательной  среды, содействующей развитию математических способностей каждого ребенка  и реализующей принципы современной педагогики

Формирование у обучающихся умения применять средства информационно-коммуникационных технологий в решении задачи  там,  где это эффективно

Формирование  способности  преодолевать интеллектуальные трудности, решать принципиально новые задачи, проявлять уважение к интеллектуальному труду и его результатам

Сотрудничество с другими учителями математики и  информатики,  физики, экономики, языков и др.

Развитие инициативы обучающихся по использованию математики

Профессиональное использование элементов информационной образовательной среды с учетом возможностей применения новых элементов  такой  среды,  отсутствующих в конкретной образовательной организации

Использование в работе с детьми информационных ресурсов, в  том  числе ресурсов дистанционного обучения, помощь детям в освоении и самостоятельном использовании этих ресурсов

Содействие в подготовке обучающихся к участию в математических олимпиадах,  конкурсах,  исследовательских проектах, интеллектуальных марафонах, шахматных турнирах и ученических конференциях

Формирование и поддержание высокой мотивации и  развитие  способности обучающихся  к  занятиям  математикой,  предоставление  им подходящих заданий,  ведение  кружков, факультативных и элективных курсов для желающих и эффективно работающих в них обучающихся

Предоставление информации о дополнительном образовании, возможности углубленного изучения математики в других  образовательных и иных организациях, в том числе с применением дистанционных образовательных технологий

Консультирование обучающихся по выбору  профессий  и  специальностей, где особо необходимы знания математики

Содействие формированию у обучающихся позитивных эмоций от математической деятельности, в том числе от нахождения ошибки  в  своих построениях как источника улучшения и нового понимания

Выявление совместно с обучающимися недостоверных и малоправдоподобных данных

Формирование  позитивного  отношения  со  стороны  всех  обучающихся к интеллектуальным достижениям одноклассников независимо от абсолютного уровня этого достижения

Формирование представлений обучающихся о полезности знаний математики вне зависимости от избранной профессии или специальности

Ведение  диалога  с  обучающимся  или  группой  обучающихся  в  процессе решения задачи, выявление сомнительных мест, подтверждение правильности решения

Необходимые умения

Совместно с  обучающимися  строить  логические  рассуждения  (например, решение задачи) в математических и иных контекстах, понимать рассуждение обучающихся

Анализировать  предлагаемое  обучающимся  рассуждение  с  результатом: подтверждение его правильности или нахождение ошибки и анализ  причин ее возникновения; помощь обучающимся  в  самостоятельной  локализации ошибки,  ее  исправлении;  оказание помощи в улучшении (обобщении, сокращении, более ясном изложении) рассуждения

Формировать у обучающихся  убеждение  в  абсолютности  математической истины и математического доказательства,  предотвращать  формирование модели поверхностной имитации действий,  ведущих  к  успеху,  без  ясного понимания смысла; поощрять выбор различных путей в решении поставленной задачи

Решать задачи элементарной математики соответствующей ступени образования, в том числе те  новые,  которые  возникают  в  ходе  работы  с обучающимися,  задачи  олимпиад  (включая  новые  задачи  регионального этапа всероссийской олимпиады)

Совместно  с  обучающимися применять методы и приемы понимания математического текста, его анализа, структуризации, реорганизации, трансформации

Совместно  с  обучающимися проводить анализ учебных и жизненных ситуаций, в которых можно применить математический аппарат и математические инструменты (например, динамические  таблицы),  то  же  для идеализированных (задачных) ситуаций, описанных текстом

Совместно с обучающимися создавать и использовать наглядные представления математических объектов и  процессов,  рисуя  наброски  от руки на бумаге и классной доске, с  помощью  компьютерных  инструментов на экране, строя объемные модели вручную и  на  компьютере  (с  помощью 3D-принтера)

Организовывать исследования - эксперимент, обнаружение закономерностей, доказательство в частных и общем случаях

Проводить различия между точным и (или) приближенным  математическим доказательством, в частности, компьютерной оценкой, приближенным измерением, вычислением и др.

Поддерживать  баланс  между  самостоятельным открытием, узнаванием нового и технической тренировкой, исходя из возрастных и индивидуальных особенностей каждого обучающегося, характера осваиваемого материала

Владеть основными математическими компьютерными инструментами:

визуализации данных, зависимостей, отношений, процессов, геометрических объектов;

вычислений - численных и символьных; обработки данных (статистики);

экспериментальных лабораторий (вероятность, информатика)

Квалифицированно набирать математический текст

Использовать информационные источники, следить за последними открытиями в области математики и знакомить с ними обучающихся

Обеспечивать помощь обучающимся, не освоившим необходимый материал (из всего курса математики), в форме предложения  специальных заданий,  индивидуальных  консультаций (в том числе дистанционных); осуществлять пошаговый контроль выполнения  соответствующих  заданий, при необходимости прибегая к помощи других педагогических работников, в частности тьюторов

Обеспечивать коммуникативную и учебную "включенности" всех учащихся в образовательный процесс (в частности, понимание формулировки задания, основной терминологии, общего смысла идущего в классе обсуждения)

Работать с родителями (законными представителями), местным сообществом по проблематике математической культуры

Необходимые знания

Основы  математической  теории  и  перспективных  направлений  развития современной математики

Представление  о  широком спектре приложений математики и знание доступных обучающимся математических элементов этих приложений

Теория и методика преподавания математики

Специальные подходы и источники информации для обучения математике детей, для которых русский язык не является родным и ограниченно используется в семье и ближайшем окружении

Другие характеристики

Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики

3.2.5. Трудовая функция

Модуль "Предметное обучение. Русский язык"

Код

B/05.6

Уровень (подуровень) квалификации

6

Наименование

Происхождение Оригинал X Заимствовано из

трудовой функции оригинала

Код Регистрационный оригинала номер

профессиональног о стандарта


Трудовые действия

Обучение методам понимания сообщения: анализ, структуризация, реорганизация,  трансформация,  сопоставление  с  другими  сообщениями, выявление необходимой для анализирующего информации

Осуществление совместно с обучающимися поиска и обсуждения изменений в языковой реальности и реакции на них социума,

формирование у обучающихся "чувства меняющегося языка"

Использование совместно с обучающимися источников языковой информации  для  решения  практических или познавательных задач, в частности,  этимологической  информации,  подчеркивая  отличия  научного метода изучения языка от так называемого "бытового"  подхода  ("народной лингвистики")

Формирование культуры диалога через организацию  устных  и  письменных дискуссий  по  проблемам,  требующим  принятия  решений и разрешения конфликтных ситуаций

Организация публичных выступлений обучающихся, поощрение  их  участия в дебатах на школьных конференциях и других форумах, включая интернет-форумы и интернет-конференции

Формирование установки  обучающихся  на  коммуникацию  в  максимально широком контексте, в том числе в гипермедиа-формате

Стимулирование сообщений обучающихся о событии или  объекте  (рассказ о  поездке,  событии  семейной  жизни,  спектакле и т.п.), анализируя их структуру, используемые языковые и изобразительные средства

Обсуждение с обучающимися образцов лучших произведений художественной и научной прозы, журналистики, рекламы и т.п.

Поощрение  индивидуального  и  коллективного  литературного творчества обучающихся

Поощрение участия обучающихся в театральных постановках, стимулирование создания ими анимационных и других видеопродуктов

Моделирование видов профессиональной деятельности, где коммуникативная компетентность является основным качеством работника, включая в нее заинтересованных обучающихся (издание  школьной  газеты, художественного или научного альманаха, организация школьного  радио  и телевидения, разработка сценария театральной постановки или видеофильма и т.д.)

Формирование  у  обучающихся  умения  применения  в  практике  устной и письменной речи норм современного литературного русского языка

Формирование у обучающихся культуры ссылок на источники опубликования, цитирования, сопоставления, диалога с автором, недопущения нарушения авторских прав

Необходимые умения

Владеть методами и приемами обучения русскому языку, в том числе как не родному

Использовать специальные коррекционные приемы  обучения  для  детей  с ограниченными возможностями здоровья

Вести постоянную работу с семьями обучающихся и местным  сообществом

по формированию речевой культуры, фиксируя различия местной и национальной языковой нормы

Проявлять позитивное отношение к местным языковым явлениям, отражающим культурно-исторические особенности развития региона

Проявлять позитивное отношение к родным языкам обучающихся

Давать этическую и эстетическую оценку языковых проявлений в повседневной жизни: интернет-языка, языка субкультур, языка СМИ, ненормативной лексики

Поощрять  формирование  эмоциональной и рациональной потребности обучающихся в  коммуникации  как  процессе,  жизненно  необходимом  для человека

Необходимые знания

Основы  лингвистической  теории  и  перспективных  направлений  развития современной лингвистики

Представление  о  широком спектре приложений лингвистики и знание доступных обучающимся лингвистических элементов этих приложений

Теория и методика преподавания русского языка

Контекстная языковая норма

Стандартное общерусское произношение и лексика, их отличия  от  местной языковой среды

Другие характеристики

Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики

IV. Сведения об организациях - разработчиках профессионального стандарта

4.1. Ответственная организация-разработчик

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего

профессионального образования города Москвы "Московский городской

психолого-педагогический университет"

Ректор Рубцов Виталий Владимирович

4.2. Наименования организаций-разработчиков

1

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы  Центр  образования

N 109

--------------------------------

1 Общероссийский классификатор занятий.

2 Общероссийский классификатор видов экономической деятельности.

3 Приказ Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г.  N  761н  "Об  утверждении  Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования" (зарегистрировано в Минюсте России 6 октября 2010 г. N 18638).

4 Общероссийский классификатор специальностей по образованию.

7 ноября 2023 в 08:26

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.