11 февраля — 14 марта
Проект: средней продолжительности, рассчитан на 4 недели.
Вид проекта: познавательный, творческий.
Продолжительность: с 11 февраля по 14 марта 2022г.
Участники проекта: дети старшей группы, родители, воспитатели.
Возраст детей: 5 – 7 лет.
Актуальность:В наше время постепенно стало уходить в прошлое народные гуляния, когда праздники отмечали не только в своей семье, а целыми улицами, деревнями. Наши дети этого не видят на примере своих родителей. Наша задача познакомить, рассказать, показать, что такое праздник «Масленица», как его отмечали раньше. В результате реализации этого проекта дети приобретут новые знания, узнают новые игры, потешки, стихи. Этот проект поможет и родителям вспомнить, как они с родителями отмечали «Масленицу»
Цель работы:
Повышение интереса к традициям русского народа (праздник Масленица).
Задачи:
1. Познакомить детей с русским обрядовым праздником «Масленица», с различными жанрами устного народного творчества;
2. Развивать художественно – творческую деятельность путем ознакомления с предметами декоративно – прикладного искусства русской культуры.
3. Формировать любовь к Родине, ее традициям.
4. Ориентировать родителей воспитанников на приобщение детей к русской культуре в семье.
Проект творческий, средней продолжительности, рассчитан на 1 месяц.
Этапы проекта.
«Знакомство с Масленицей»
Откуда она к нам пришла и какие ее главные символы и атрибуты. Постараться разбудить интерес и само стремление детей к нашей культуре и обычаям.
- беседа «Какие праздники я знаю»
- рассказ с показом « Возникновение праздника».
- пословицы, поговорки про масленицу.
- загадки и игры.
Индивидуальные и групповые беседы по изготовлению чучела и остальной атрибутики.
«Атрибутика»
Продолжать знакомить с особенностями русского костюма; так же обогащать речь словами, которые обозначают название одежды на Руси. Продолжать разучивать подвижные, малоподвижные игры и обрядовые песни.
Беседа «О значении народных игр и забав». Рассматривание выставки, сюжетных картин, фотографий о Масленице.
Информация для родителей "Игры, гуляния и забавы».
Воспитание и закрепление у детей позитивного отношения к традициям.
Беседа «Мчится вдаль удалая тройка». Рассматривание и обсуждение картин
«Масленица»; Кустодиева «Тройка» Соловьева. Продолжаем знакомить с праздником , его значением, символами и традициями.
Познакомить детей с обрядовой кухней.
Работа с соленым тестом. Изготовление совместной композиции с детьми «Хлебобулочные изделия». Подготовка выставки в группе «Масленица пришла»
Продолжаем знакомство с таким материалом, как соленое тесто, изготовление различных хлебобулочных изделий.
Изготовление тряпичных кукол «Масленка».
Совместная работа с детьми в ИЗО - уголке подготовка выставки «Масленица пришла».
Создание и оформление выставки детских рисунков «Удалая масленица».
Продолжать знакомить детей с уникальными названиями всех дней Масленицы и их значением. Воспитывать интерес к истории нашего края.
Беседа «Название дней недели встреча, заигрыш, лакомка и т.д., их значение.
Участие в коллективном развлечении «Широкая Масленица» .Конкурс «Самый вкусный блин».
Планируемые результаты.
Данный проект способствует формированию у детей устойчивого интереса к культуре, нашим традициям, духовным составляющим нашего края. Дети познакомились с традициями, обычаями, играми связанными с празднованием «Масленицы» , получили представления о быте нашего народа, традиционной одежде, предметах быта, народной кухне. Дети познакомились и с удовольствием играют в народные игры и забавы, поют песни, рассказывают потешки.
Итоговый результат:
1.Оформление выставок продуктивной деятельности детей
2. Умение детей рассказать о празднике «Масленица»
Что мы знаем |
Что мы хотим узнать |
Как мы это сделаем |
Результат |
Масленица –это блины, соломенная кукла, которую сжигают |
Как именно нужно праздновать «Масленицу», в какие игры играть |
Через просмотр фотографий, презентаций, картинок о «Масленице»
Через проведение дружеских бесед, ситуативных разговоров по данной теме.
Посредством художественного творчества (изготовление тряпичной куклы - Масленки).
Через художественное слово: сказки, потешки, заклички. |
Выставка продуктивной деятельности детей
Рассказывание стихотворений о «Масленице»,
Название дней масленичной недели |
Социально-коммуникативное развитие |
Ситуативный разговор:
«Ты откуда к нам пришла - весёлая Масленица?»
Просмотр мультимедийной презентации «Масленица»
ОБЖ. Установление правил и норм в подвижных играх
Разучивание песни с движениями «Ой, блины мои блины»,
« Как на Масляной неделе».
Игра на музыкальных инструментах:
бубен, ложки, трещотки, металлофон, колокольчики |
Художественно-эстетическое развитие |
Ручной труд «Тряпичная кукла - Масленка»
Рисование: «Масленица глазами детей» |
Познавательное развитие |
ФЭМП «Посчитай сколько?» «Знакомство с цифрой 10 и числом 10.»
Загадывание загадок о домашней утвари, продуктах. |
Речевое развитие |
Предварительные беседы по темам
Рассматривание картины «Тройка». Рассказ по картине
Заучивание стихотворения «Масленица» |
Физическое развитие |
Подвижные игры, Физкультминутки
Катание на санках.
Русские народные игры «Летят – не летят», «Арина», «Летела корова». Здоровый образ жизни: закрепление правил гигиены и здоровой пищи |
Информационные ресурсы:
Соколова Л.В, Некрылова А.Ф. Воспитание ребенка в русских традициях. – Москва, Айрис-пресс, 2003
Смычагина О. М. Ярмарка русских потех : досуг / О. М. Смычагина // Ребенок в детском саду. – 2009. – N 5. – С. 73 – 74.Орлова Н. Как праздновали Пасху на Руси / Н. Орлова // Дошкольное воспитание. – 2005. – N 4. – С. 91 – 93.
Пугачева Н.В., Есаулова Н.А. и др. Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста – Москва, 2007г. – сценарии праздников.