Близнюкова Надежда Александровна

КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕЙ ГРУППЫ НА ТЕМУ «ПУТЕШЕСТВИЕ В АФРИКУ

18 ноября [пн]

Цель: создание условий для формирования представления у детей о природных зонах Африки и населяющих их животных.

 Задачи: Образовательная: расширять представления детей о животном мире Африки, закреплять знания детей о хищных и травоядных животных.

Развивающая: развивать речь и расширять активный словарь старших дошкольников; развивать мелкую моторику.

Воспитательная: способствовать воспитанию бережного отношения к животным и желания помогать им, воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

Образовательная область: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.

Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, коммуникативная, двигательная.

Словарная работа: Саванна, Сахара, джунгли, баобаб, длинношеий, длинноносый, водоплавающий, большегривый, толстоногий, длиннохвостая, двухцветная, одногорбый, травоядный.

Предварительная работа с детьми: разучивание пальчиковой гимнастики «Мартышки и книжки», разучивание физминутки «В Африку», рассматривание Африки на глобусе, чтение Р. Киплинга «Слоненок», чтение К. Чуковского «Айболит», беседа.

Оборудование: мольберт, ноутбук, мяч, указка, музыкальный центр.

Демонстрационный материал: презентация в формате Power Point «Путешествие в Африку», карта Африки.

Раздаточный материал: цветные карандаши, картинки-раскраски животного мира Африки (обезьяна, крокодил, слон, зебра, попугай) на подгруппу детей; ножницы, шаблоны животных (крокодил, верблюд, черепаха, лев), цветная бумага формата А5 синего, красного, коричневого, зеленого, серого, оранжевого цветов, простые карандаши (на подгруппу детей); пластилин, клеенки для лепки, шаблоны зебры и жирафа; пазлы «Слоны», «Верблюды», «Львы».

Ход  занятия

1. Организационный момент

Воспитатель заходит в группу с открыткой в руках: Ребята, смотрите, что у меня в руках! Я только что получила открытку из Африки. Наши друзья попугаи Рома и Жора приглашают к себе в гости! В Африку! Туда, где круглый год жара и светит солнце! Хотите отправиться в путешествие? (ответы детей). Да вот только дорога нам предстоит через огромный глубокий океан! Как вы думаете, на чем нам лучше отправиться в путь? (высказывания детей). Проходите,  занимайте посадочные места и усаживайтесь поудобнее (воспитатель приглашает детей на стульчики). Мы отправляемся в путешествие! Закрываем мы глаза и взлетаем в небеса

В Африку спешим скорей навестить своих друзей (звучит африканская музыка).

2. Основная часть

Воспитатель: Ну вот, кажется, мы и на месте. Вот мы и добрались до Африки. Мы с вами попали в царство горячего песка и яркого солнца. Как же называется это место?

 Дети: Пустыня (слайд 2)

1c3ed3972bb2aac4e8326aff17886896.jpg

В Африке несколько пустынь, но самая большая – это пустыня Сахара (воспитатель показывает ее на карте, расположенной на мольберте).

Воспитатель: Ребята, каким цветом обозначены пустыни на карте? Почему? (ответы детей). Совершим небольшую прогулку по пустыне. Здесь дуют горячие ветра, годами не бывает дождей. Как вы думаете, могут ли в этом месте жить растения? (ответы детей)

Воспитатель: Оказывается, могут. Растет в пустыне верблюжья колючка (слайд 3). У нее очень длинные корни, чтобы доставать воду, которая находится глубоко под землей. К жизни в пустыне приспособились и животные. Колючка вкуснее, чем множество блюд. Её обожает горбатый ... (верблюд) (слайд 4).

 Воспитатель: Верблюда называют кораблем пустыни. Почему, как вы думаете? (движения плавные, как у корабля). Это очень сильные и выносливые животные. Долгое время они могут проводить без воды и еды. А кто из вас знает, как им это удается? (если дети затрудняются с ответом, рассказываю, что в горбах находится жир, благодаря которому верблюды более 2-х недель могут обходиться без воды и до месяца без еды). В пустыне обитают и другие животные.

Всем известный тихоход,

По делам она ползет,

В панцирь прячется от страха

Долгожитель… (Черепаха) (слайд 5)

 Воспитатель: Дальше наш путь лежит через африканский луг – саванну (слайд 6).

Чем покрыта земля в саванне?

 Дети: Травой.

Воспитатель: Правильно. Поэтому на карте саванны обозначают светло зеленым цветом (показываю). Кое-где растут гигантские деревья – баобабы (слайд 7).

 Это удивительные деревья, у них толстый ствол. Чтобы его обхватить, нужно взяться за руки всей группе детского сада. Понаблюдаем за обитателями саванны.

Он высокий, он огромный,

Он похож на кран подъемный.

Только этот кран живой,

С настоящей головой… (Жираф) (слайд 8).

 Воспитатель: Конечно же, это жираф. Почему у жирафа такая длинная шея?

Дети: Чтобы доставать листья с высоких деревьев.

Воспитатель: Жираф – хищное или травоядное животное?

Дети: Травоядное. Воспитатель: Ну а чтобы нам отправиться дальше, нужно немного размяться. Физминутка

 В Африку мы пришли,

мы пришли, мы пришли. (шагаем по кругу)

Черепаху здесь нашли,

Ой, нашли, ой, нашли.

Приседай, приседай,

ее травкой угощай. (протягиваем руку вперёд)

В Африку мы пришли,

мы пришли, мы пришли. (шагаем по кругу)

Там верблюда нашли,

 Ой, нашли, ой, нашли!

На носочки вставай,

Руки вверх поднимай.

В Африку мы пришли,

мы пришли, мы пришли.

И жирафа нашли,

Ой нашли, ой нашли.

За руки мы взялись

И все дружно обнялись.

Воспитатель: Продолжаем наш путь дальше.

Он трубит, как паровоз,

Между глаз имеет хвост.

Серый и огромный он.

Догадались? Это… (Слон) (слайд 9)

3e0042391215d11f1898a88c1d8da818.jpg

Воспитатель: Вот и африканские гиганты. Это слоны. Самое удивительное у слона – хобот. Ребята, а зачем слону хобот?

Дети: С помощью хобота слон собирает листья и плоды с деревьев, рвет траву, пьет, обливается, когда жарко.

По лужайке целый час

 Бегает игриво

Полосатенький матрас

С хвостиком и гривой. (слайд 10)

Воспитатель: Конечно же, это зебры. Зебры – травоядные или хищные животные? Они питаются травой, листьями кустарников и деревьев. Зебры очень любят валяться в пыли. Так они купаются и избавляются от паразитов. Интересно, что во всей Африке не встретить двух одинаковых зебр. Окрас каждой неповторим.

Грозный, сильный и красивый,

 Он трясёт мохнатой гривой.

А как рычит! Совсем не зря.

У зверей он за царя. (Лев) (слайд 11)

 Воспитатель: Это, конечно же, лев. Львы живут семьями. При этом охотятся обычно именно львицы, потому что они более ловкие, легкие и подвижные. Львы же защищают территорию и потомство от других хищников.

Воспитатель: Ребята, а что за голубые линии на карте? (воспитатель показывает на карте реки).

Дети: Реки.

 Воспитатель: Правильно. А кого можно встретить в африканских реках?

Дети: Крокодилов. Воспитатель: Конечно, это крокодилы! (слайд 12)

Воспитатель: Ребята, а крокодил – хищное или травоядное животное?

Дети: Хищное.

Воспитатель: Крокодилы – хищники. Они хорошо видят ночью и днем, хорошо слышат и в воде, и на суше.

 Дидактическая игра с мячом «Подбери признак»

1deb973b1c28ac538fc74bb5e88c4437.jpg

У жирафа длинная шея, значит он – длинношеий.

 У слона длинный нос, он какой? (длинноносый)

 У льва большая грива, он какой? (большегривый)

У носорога толстые ноги, он какой? (толстоногий)

У обезьяны длинный хвост, она какая? (длиннохвостая).

У верблюда один горб, он какой? (одногорбый)

Воспитатель: Мы с вами оказались в тропическом лесу. Как он называется?

 Дети: Джунгли.

Воспитатель: Да, это джунгли (слайд 13).

А почему на карте джунгли обозначены темно-зеленым цветом?

Дети: Потому что там много растений, зелени.

Воспитатель: Джунгли – это царство обезьян (слайд 14).

Здесь их водится очень много. Каких вы знаете обезьян?

 Дети: Мартышка, горилла, шимпанзе и т.д.

 Воспитатель: В джунглях также можно увидеть множество разноцветных попугаев (слайд 15). Самый яркий признак попугая – согнутый и острый клюв, напоминающий клювы птиц-хищников. Такой клюв необходим для того, чтобы попугай без труда мог взбираться по веткам деревьев и дробить твердые плоды. Воспитатель смотрит на часы: У нас есть еще немного времени до встречи с Ромой и Жорой.  А хотите поиграть

Дети: Да.

Дидактическая игра «Собери картинку»

Дети делятся на три команды и собирают разрезанную картинку животных (львы, верблюды, слоны). Объясняют, где живут (пустыня, саванна или джунгли). Травоядные животные или хищные. И называют членов семьи (например, лев- львица-львенок).

b8b159c983dccfdd8f9c7f6ad3eecef4.jpg

 Воспитатель хвалит детей.

Опять смотрит на часы: Где же Рома и Жора? Почему они нас не встречают? Может, что-то случилось? Что ж, давайте еще немного подождем.

Воспитатель: Ой, минуточку, кажется, мне на электронную почту пришло письмо. Давайте прочтем его? (слайд 16)

Воспитатель читает письмо на ноутбуке: «Ребята! Мы и все африканские звери попали в беду! Злой шаман Асохано заколдовал нас! Помогите нам вернуть свой внешний облик и вернуться домой! Рома и Жора».

Воспитатель: Ребята, что же делать? Поможем бедным зверушкам?

Дети: Да.

Воспитатель: А помочь животным вы можете в трех центрах. Вам необходимо подумать и определиться с выбором, где бы вы хотели работать.

 В 1-м центре нужно узнать животное по силуэту и раскрасить соответствующим цветом.

bf3f7209db8dc093565a6851052d2cdd.jpg

Во 2-м центре нужно обвести животное по шаблону и вырезать из цветной бумаги.

5b1fcd4fa714edc914027b4bbd7cfcf8.jpg

А в 3-м центре недостающие детали во внешности зверушек нужно добавить с помощью пластилина.

fece803e3d16ad1ce84bff8f188f0ad9.jpg

 Затем животных нужно поместить на карту в зависимости от их среды обитания: в джунгли, пустыню или саванну. Но прежде, чем приступить к работе, давайте разомнем наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика «Мартышки и книжки»

Две проказницы мартышки (указательный и средний пальцы обеих рук сгибаем 4 раза)

 Полистать любили книжки, (пальцами правой руки листаем «книжку» - ладонь левой руки) Потрясти их, полизать (встряхиваем кисти, пальцами правой руки гладим ладонь левой руки)

И как будто почитать. (изобразить книжку – ладони вместе)

Ловко принялись за дело

И очки они надели. (показать руками «очки»)

К носу книжку поднесли, (две ладошки приблизить к лицу)

Вдруг подальше отвели. (ладошки отдалить от лица)

 Ничего в очках не видно. (вытираем щечки, «слезы»)

 И мартышкам так обидно! (стучим кулачками)

 Дети расходятся по центрам и приступают к работе. Готовых животных помещают на карту в зависимости от места их обитания.

1d23beba54c0fef5ce753b406f69fc4a.jpg

3. Заключительная часть

Воспитатель: Молодцы! Вы сегодня очень хорошо потрудились! Сделали доброе дело – помогли африканским животным. К сожалению, нам так и не удалось встретиться с нашими друзьями. А давайте, как только мы вернемся в детский сад, отправим им открытку с приглашением к нам в гости?

Дети: Да.

Воспитатель: Ребята, как вы считаете, важно ли то, что вы сегодня узнали? Что именно? (ответы детей).

Возникли ли трудности при выполнении заданий? Какие? (ответы детей).

Что больше всего понравилось? (ответы детей).

 Ну а нам пора отправляться назад в детский сад. Закрываем мы глаза и взлетаем в небеса! Возвращаемся назад из Африки мы в детский сад! Воспитатель с детьми, имитируя руками крылья самолетов, улетают.


Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.