Близнюкова Надежда Александровна

Проект «Будь другом природы» в средней группе «Ромашки»

01 - 31 марта

Обретение экологической культуры, экологического сознания и мышления у детей среднего дошкольного возраста.

"Охранять природу - значит охранять Родину" (М. Пришвин)

Тема проекта: «Будь другом природы».

Тип проекта: Практико - ориентированный, исследовательский.

Участники проекта: дети средней группы, педагоги группы, родители.

Сроки проведения: в течение марта 2021 года

Актуальность проекта.

Планета Земля – наш общий дом, в котором происходят глобальные изменения и разрушения. С самых давних времен человек относится к природе, как хозяин бесконечных сокровищ, которые можно тратить не считая. События последних десятилетий показывают, что дальнейшее потребительское отношение к окружающему миру губительно, как для дикой природы, так и для самого человечества.

Обретение экологической культуры, экологического сознания и мышления – единственный для человечества выход из сложившейся ситуации. Каждый человек, живущий в природном мире, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства. Формировать экологическую культуру у каждого человека необходимо еще в детстве, с самого раннего возраста. Важно, чтобы каждый ребенок воспринимал человека, не как хозяина природы, а как ее важную, имеющую огромное влияние часть.

Именно в дошкольном возрасте ребенок воспринимает окружающее наиболее эмоционально, он способен сочувствовать сопереживать, искренне удивляться, на этой основе возможно и необходимо развивать в детях любовь к природе, ее обитателям. Современные дети растут в обществе потребления, большинство людей даже не осознает, какой вред окружающей среде наносит каждый человек в отдельности.

Одна из актуальных проблем нашего времени – проблема взаимодействия человека с природой. Общеизвестно, что в последнее время значительно ухудшилось состояние лесов. Этому способствуют лесные пожары, вырубки, выпас скота, загрязнение атмосферы, истощение ресурсов, захламление лесов и т. д. Для того чтобы лес был здоровым и красивым нужно гарантировать ему защиту. Проблема заключается в отсутствии экологической культуры и природоохранного сознания у людей, отсутствие системы непосредственного общения с природой.

Цель проекта: способствовать проявлению осознанно-нравственного отношения к природе у детей среднего дошкольного возраста и их родителей через непосредственное общение к лесу, как к экосистеме.

Задачи:

1. Формировать у детей элементарные экологические знания о лесе.

2. Познакомить с правилами поведения в природе.

3. Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к лесу у детей и взрослых.

4. Учить анализировать, делать выводы, видеть красоту русской природы.

5. Развивать у детей познавательный интерес к жизни животных в лесу, наблюдательность, творческое воображение.

Образовательные области: 

*Социально-коммуникативное развитие;

* Познавательное развитие;

* Речевое развитие;

* Художественно-эстетическое;

* Физическое развитие. 

Прогнозируемый результат: 

· формирование духовного, экологического, нравственного и личностного отношения к действительности, представления о том, что сохранность природы – обязанность человека.

Этапы проекта.

1 этап - подготовительный.

Постановка проблемы

· что случится, если в природе  исчезнет один вид насекомых (растений или животных)?

· Почему это может произойти?

· Как это повлияет на нас?

· Как не допустить этого?

· Чтение детской литературы, экологических сказок .

Формы детской деятельности

· Рассматривание иллюстраций на тему «Экологическая цепочка»;

· Разучивание стихов о жителях леса, о природе;

· Отгадывание загадок о животных и растения ;

· Прослушивание аудиозаписей с голосами животных и звуками природы.

· Слушание музыки «Полёт шмеля, «Вальс бабочек», «Полька»

2 этап - организационно – практический

Содержание работы по экологическому воспитанию

· Познавательные занятия

· экскурсия в природу ( в парк Авиторов),

· целевые прогулки

· наблюдение за животным и растительным миром,

· за трудом взрослых

· трудовая деятельность на участке, рассказы воспитателя о животных, растениях, неживой природы, о заповедниках, заказниках, памятниках природы т. д.

Методы и приемы работы с детьми по экологическому воспитанию

· беседы и разговоры с детьми на экологические темы,

· дидактические, сюжетно - ролевые, подвижные игры,

· музыкальные и спортивные развлечения,

· оформление выставки детских работ,

· экспериментирование,

· чтение литературы,

· рассматривание демонстрационного материала,

· заучивание стихов, пословиц, поговорок и др.

· изготовление и обыгрывание макетов (зоопарк, дикие животные, домашние животные, животные жарких стран)

Совершенствование предметно-развивающей среды в группе (экологический уголок) ;

Проведение НОД с детьми по развитию представлений о лесе;

Развитие речи

Беседы о деревьях

1. Как зовут тебя дерево?

2. Какого ты роста? Какого ты роста будешь, когда станешь взрослым?

3. Есть ли у тебя цветы? Какие семена созреют на месте твоих цветов?

4. Можно ли увидеть твои семена, или они будут спрятаны в плод?

5. Какая у тебя кора (цвет, гладкая или морщинистая)?

6. Викторина «Мы – друзья леса»;

7. Творческое рассказывание «Прогулка в пак» (уточнить умение детей в рассказах отражать свое отношение к миру природы) ;

8. Просмотр иллюстраций на тему «В лесу», «Санитары леса», «Спички не игрушка»

9. Беседы о правилах поведения на улице, в лесу, на природе

сочинение загадок, рассказов и сказок о лесе ;

Исследовательская деятельность

Цель: Выбрать дерево, которое нравится больше всего. Узнать, как оно называется; выяснить, растут ли такие деревья в наших парках.

Дать детям задание: познакомиться со своим деревом - подойти к нему, шепнуть свое имя, сказать, как его зовут, обнять, погладить кору, послушать, что оно ответит. Хорошо ли они знают свое дерево? У детей, как и у всех людей, есть руки, ноги, другие части тела. А какие части есть у дерева? Рассмотреть и ответить. Для чего людям нужны ноги, руки; дереву – листья, корни, ствол, кора?

У детей есть знакомые: друзья, соседи, а у дерева? Кто бегает рядом с ними? Растет рядом с ними? Прилетает к нему? Предложить детям понаблюдать за окружением дерева, порассуждать: нравятся ли дереву такие соседи? Почему?

Наблюдения

Посадка лука, наблюдение за ветками в вазе и др. ;

Знакомство со звуками в природе, прослушивание аудиозаписи со звуками природы, экскурсии по экологической тропе. Цель: учить детей определять звуки в природе, закреплять умение наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы об объектах природы.

Изобразительная деятельность

Предложить нарисовать соседей дерева. У каждого есть семья: папа, мама, бабушка, дедушка, другие родственники. А у дерева? Пусть дети внимательно рассмотрят территорию рядом с деревом и постараются отыскать его семью.

Потом можно нарисовать семейный портрет дерева. Предложить детям найти место, где ствол у дерева самый широкий, самый узкий.

Пусть по гладят кору, прижмутся к ней щекой. Какая она - теплая, холодная, шершавая, гладкая, твердая, мокрая, сухая? Дети могут понюхать кору. Если дерево старое, обратить внимание на то, что кора толстая. Кора для дерева как для нас одежда: она защищает, согревает и охлаждает. Пусть дети обнимут свое дерево и попробуют вытащить его из земли. Получается? Почему нет? Что держит дерево в земле? Видны ли корни? Какие они? Толстые, крючковатые, прямые, тонкие, твердые, мягкие? Пусть дети представят, как они растут в земле – уходят в глубину или располагаются в стороны?

Заучивание стихотворения  Самуил Маршак

Апрель! Апрель!
На дворе звенит капель.
По полям бегут ручьи,
На дорогах лужи.
Скоро выйдут муравьи
После зимней стужи.
Пробирается медведь
Сквозь густой валежник.
Стали птицы песни петь
И расцвел подснежник.

 Цель: учить детей выразительно читать наизусть стихотворение С. Маршак  «Апрель», учить детей понимать, а затем воспроизводить образный язык стихотворения, упражнять в подборе эпитетов, сравнений, воспитывать любовь к природе, деревьям.

«Деревья нашего двора».

Цель: закрепить знания детей о деревьях как представителях флоры Земли, их красоте и пользе, воспитывать бережное отношение к «зеленому другу», учить беречь природу.

Художественная литература

«Весна» – экскурсия в весенний парк (с родителями).

Цель: расширить представления детей о характерных признаках весны, уточнить представления об изменениях, происходящих весной в жизни деревьев.

Игровая деятельность

Дидактические игры:

1. «Сравни». Цель: каждый ребенок рассказывает о своем дереве, и сравнивает его с другим.

2. «Что лишнее». Цель: дети должны определить лишний предмет (дуб, осина, клен, ель, ромашка) .

3. «Назови плод». Цель: дети должны правильно указать плод этого растения.

4. «Определи дерево по листочку». Цель: дети по листочку должны назвать дерево.

5. «Скажи по-другому». Цель: назвать листья по-другому (лист клена кленовый, осины – осиновый и т. д.) .

6. «Найди свое дерево». Цель: учить находить дерево по описанию.

Игры: «Незнайкины правила», «Экологическая полиция», «Что нам нужно для похода?»,  «Правила поведения в лесу», «Хорошо – плохо», «Живая – неживая», «Кто - где живет», «Узнай, какой зверь», «С какого дерева лист», «Детки с ветки», «Назови травы», «Когда это бывает? », «Посели животное», «Что было бы… »,  «Чей, чья, чьи? »,  «Учим классифицировать», «Я знаю 5 названий… », «Мир и человек», «Значение растений», «Что такое природа», «Экологические цепочки»;

Художественно-продуктивная деятельность.

Выставка: «Лесные скульпторы»,  «Деревце за деревце»,  «Портрет семьи дерева»,  «Соседи дерева», – рисование;  аппликация: панно «Дерево жизни»; лепка: «Кисть рябины».

Чтение художественной литературы

1. «Зеленая страна» Е. Серова. Цель: прививать любовь к зеленым братьям и сестрам.

2. «Мудрость дерева» А. Лопатина. Цель: воспитывать уважение и любовь к деревьям, что многому можно научиться у них.

3. «Жизнь дерева» А. Лопатина. Цель: воспитывать бережное отношение к деревьям.

4. «Липкины дары» А. Лопатина. Цель: объяснить детям, что деревья имеют целебные свойства.

Взаимодействие с родителями

Родительский всеобуч (просвещение родителей по вопросам природоохранительной деятельности человека через информационные стенды в системе Ватсап, социальные сети) ;

Создание альбома совместных работ (дети и родители) на тему: «Берегите природу»;

создание альбома «Лекарственные растения»

Знакомство с Красной книгой.

Выставка детских рисунков «Любимое дикое животное»;

Акция доброты «Птичья столовая» (изготовление родителями совместно с детьми кормушек, домика для птиц и размещение их на участке)

3 этап - заключительный.

1.Развлечение «В гости к лесовичку»

2.Музыкально - познавательная викторина «Знатоки природы»

aac930ec0d58306afa15da7dd4feb6ce.jpg

 61f5d9126b66996397a1e7e43755fcc6.jpg

 


Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.