Близнюкова Надежда Александровна
Проект «Будь другом природы» в средней группе «Ромашки»
01 - 31 марта
Обретение экологической культуры, экологического сознания и мышления у детей среднего дошкольного возраста. "Охранять природу - значит охранять Родину" (М. Пришвин) Тема проекта: «Будь другом природы». Тип проекта: Практико - ориентированный, исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, педагоги группы, родители. Сроки проведения: в течение марта 2021 года Актуальность проекта. Планета Земля – наш общий дом, в котором происходят глобальные изменения и разрушения. С самых давних времен человек относится к природе, как хозяин бесконечных сокровищ, которые можно тратить не считая. События последних десятилетий показывают, что дальнейшее потребительское отношение к окружающему миру губительно, как для дикой природы, так и для самого человечества. Обретение экологической культуры, экологического сознания и мышления – единственный для человечества выход из сложившейся ситуации. Каждый человек, живущий в природном мире, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства. Формировать экологическую культуру у каждого человека необходимо еще в детстве, с самого раннего возраста. Важно, чтобы каждый ребенок воспринимал человека, не как хозяина природы, а как ее важную, имеющую огромное влияние часть. Именно в дошкольном возрасте ребенок воспринимает окружающее наиболее эмоционально, он способен сочувствовать сопереживать, искренне удивляться, на этой основе возможно и необходимо развивать в детях любовь к природе, ее обитателям. Современные дети растут в обществе потребления, большинство людей даже не осознает, какой вред окружающей среде наносит каждый человек в отдельности. Одна из актуальных проблем нашего времени – проблема взаимодействия человека с природой. Общеизвестно, что в последнее время значительно ухудшилось состояние лесов. Этому способствуют лесные пожары, вырубки, выпас скота, загрязнение атмосферы, истощение ресурсов, захламление лесов и т. д. Для того чтобы лес был здоровым и красивым нужно гарантировать ему защиту. Проблема заключается в отсутствии экологической культуры и природоохранного сознания у людей, отсутствие системы непосредственного общения с природой. Цель проекта: способствовать проявлению осознанно-нравственного отношения к природе у детей среднего дошкольного возраста и их родителей через непосредственное общение к лесу, как к экосистеме. Задачи: 1. Формировать у детей элементарные экологические знания о лесе. 2. Познакомить с правилами поведения в природе. 3. Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к лесу у детей и взрослых. 4. Учить анализировать, делать выводы, видеть красоту русской природы. 5. Развивать у детей познавательный интерес к жизни животных в лесу, наблюдательность, творческое воображение. Образовательные области: *Социально-коммуникативное развитие; * Познавательное развитие; * Речевое развитие; * Художественно-эстетическое; * Физическое развитие. Прогнозируемый результат: · формирование духовного, экологического, нравственного и личностного отношения к действительности, представления о том, что сохранность природы – обязанность человека. Этапы проекта. 1 этап - подготовительный. Постановка проблемы · что случится, если в природе исчезнет один вид насекомых (растений или животных)? · Почему это может произойти? · Как это повлияет на нас? · Как не допустить этого? · Чтение детской литературы, экологических сказок . Формы детской деятельности · Рассматривание иллюстраций на тему «Экологическая цепочка»; · Разучивание стихов о жителях леса, о природе; · Отгадывание загадок о животных и растения ; · Прослушивание аудиозаписей с голосами животных и звуками природы. · Слушание музыки «Полёт шмеля, «Вальс бабочек», «Полька» 2 этап - организационно – практический Содержание работы по экологическому воспитанию · Познавательные занятия · экскурсия в природу ( в парк Авиторов), · целевые прогулки · наблюдение за животным и растительным миром, · за трудом взрослых · трудовая деятельность на участке, рассказы воспитателя о животных, растениях, неживой природы, о заповедниках, заказниках, памятниках природы т. д. Методы и приемы работы с детьми по экологическому воспитанию · беседы и разговоры с детьми на экологические темы, · дидактические, сюжетно - ролевые, подвижные игры, · музыкальные и спортивные развлечения, · оформление выставки детских работ, · экспериментирование, · чтение литературы, · рассматривание демонстрационного материала, · заучивание стихов, пословиц, поговорок и др. · изготовление и обыгрывание макетов (зоопарк, дикие животные, домашние животные, животные жарких стран) Совершенствование предметно-развивающей среды в группе (экологический уголок) ; Проведение НОД с детьми по развитию представлений о лесе; Развитие речи Беседы о деревьях 1. Как зовут тебя дерево? 2. Какого ты роста? Какого ты роста будешь, когда станешь взрослым? 3. Есть ли у тебя цветы? Какие семена созреют на месте твоих цветов? 4. Можно ли увидеть твои семена, или они будут спрятаны в плод? 5. Какая у тебя кора (цвет, гладкая или морщинистая)? 6. Викторина «Мы – друзья леса»; 7. Творческое рассказывание «Прогулка в пак» (уточнить умение детей в рассказах отражать свое отношение к миру природы) ; 8. Просмотр иллюстраций на тему «В лесу», «Санитары леса», «Спички не игрушка» 9. Беседы о правилах поведения на улице, в лесу, на природе сочинение загадок, рассказов и сказок о лесе ; Исследовательская деятельность Цель: Выбрать дерево, которое нравится больше всего. Узнать, как оно называется; выяснить, растут ли такие деревья в наших парках. Дать детям задание: познакомиться со своим деревом - подойти к нему, шепнуть свое имя, сказать, как его зовут, обнять, погладить кору, послушать, что оно ответит. Хорошо ли они знают свое дерево? У детей, как и у всех людей, есть руки, ноги, другие части тела. А какие части есть у дерева? Рассмотреть и ответить. Для чего людям нужны ноги, руки; дереву – листья, корни, ствол, кора? У детей есть знакомые: друзья, соседи, а у дерева? Кто бегает рядом с ними? Растет рядом с ними? Прилетает к нему? Предложить детям понаблюдать за окружением дерева, порассуждать: нравятся ли дереву такие соседи? Почему? Наблюдения Посадка лука, наблюдение за ветками в вазе и др. ; Знакомство со звуками в природе, прослушивание аудиозаписи со звуками природы, экскурсии по экологической тропе. Цель: учить детей определять звуки в природе, закреплять умение наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы об объектах природы. Изобразительная деятельность Предложить нарисовать соседей дерева. У каждого есть семья: папа, мама, бабушка, дедушка, другие родственники. А у дерева? Пусть дети внимательно рассмотрят территорию рядом с деревом и постараются отыскать его семью. Потом можно нарисовать семейный портрет дерева. Предложить детям найти место, где ствол у дерева самый широкий, самый узкий. Пусть по гладят кору, прижмутся к ней щекой. Какая она - теплая, холодная, шершавая, гладкая, твердая, мокрая, сухая? Дети могут понюхать кору. Если дерево старое, обратить внимание на то, что кора толстая. Кора для дерева как для нас одежда: она защищает, согревает и охлаждает. Пусть дети обнимут свое дерево и попробуют вытащить его из земли. Получается? Почему нет? Что держит дерево в земле? Видны ли корни? Какие они? Толстые, крючковатые, прямые, тонкие, твердые, мягкие? Пусть дети представят, как они растут в земле – уходят в глубину или располагаются в стороны? Заучивание стихотворения Самуил Маршак:
Цель: учить детей выразительно читать наизусть стихотворение С. Маршак «Апрель», учить детей понимать, а затем воспроизводить образный язык стихотворения, упражнять в подборе эпитетов, сравнений, воспитывать любовь к природе, деревьям. «Деревья нашего двора». Цель: закрепить знания детей о деревьях как представителях флоры Земли, их красоте и пользе, воспитывать бережное отношение к «зеленому другу», учить беречь природу. Художественная литература «Весна» – экскурсия в весенний парк (с родителями). Цель: расширить представления детей о характерных признаках весны, уточнить представления об изменениях, происходящих весной в жизни деревьев. Игровая деятельность Дидактические игры: 1. «Сравни». Цель: каждый ребенок рассказывает о своем дереве, и сравнивает его с другим. 2. «Что лишнее». Цель: дети должны определить лишний предмет (дуб, осина, клен, ель, ромашка) . 3. «Назови плод». Цель: дети должны правильно указать плод этого растения. 4. «Определи дерево по листочку». Цель: дети по листочку должны назвать дерево. 5. «Скажи по-другому». Цель: назвать листья по-другому (лист клена кленовый, осины – осиновый и т. д.) . 6. «Найди свое дерево». Цель: учить находить дерево по описанию. Игры: «Незнайкины правила», «Экологическая полиция», «Что нам нужно для похода?», «Правила поведения в лесу», «Хорошо – плохо», «Живая – неживая», «Кто - где живет», «Узнай, какой зверь», «С какого дерева лист», «Детки с ветки», «Назови травы», «Когда это бывает? », «Посели животное», «Что было бы… », «Чей, чья, чьи? », «Учим классифицировать», «Я знаю 5 названий… », «Мир и человек», «Значение растений», «Что такое природа», «Экологические цепочки»; Художественно-продуктивная деятельность. Выставка: «Лесные скульпторы», «Деревце за деревце», «Портрет семьи дерева», «Соседи дерева», – рисование; аппликация: панно «Дерево жизни»; лепка: «Кисть рябины». Чтение художественной литературы 1. «Зеленая страна» Е. Серова. Цель: прививать любовь к зеленым братьям и сестрам. 2. «Мудрость дерева» А. Лопатина. Цель: воспитывать уважение и любовь к деревьям, что многому можно научиться у них. 3. «Жизнь дерева» А. Лопатина. Цель: воспитывать бережное отношение к деревьям. 4. «Липкины дары» А. Лопатина. Цель: объяснить детям, что деревья имеют целебные свойства. Взаимодействие с родителями Родительский всеобуч (просвещение родителей по вопросам природоохранительной деятельности человека через информационные стенды в системе Ватсап, социальные сети) ; Создание альбома совместных работ (дети и родители) на тему: «Берегите природу»; создание альбома «Лекарственные растения» Знакомство с Красной книгой. Выставка детских рисунков «Любимое дикое животное»; Акция доброты «Птичья столовая» (изготовление родителями совместно с детьми кормушек, домика для птиц и размещение их на участке) 3 этап - заключительный. 1.Развлечение «В гости к лесовичку» 2.Музыкально - познавательная викторина «Знатоки природы»
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.