Близнюкова Надежда Александровна
педагогический проект "народная игрушка"
22 апреля — 22 мая
Педагогический проект «Народная игрушка» «Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы в которых воплощается Родина» (В. А. Сухомлинский)
ТЕМА: «Значение декоративно-прикладного искусства в нравственно-патриотическом воспитании детей» Творческое название: «Народная игрушка» Участники проекта: Дети, воспитатель, родители . ПАСПОРТ ПРОЕКТА Тип проекта – информационно-практический По предметно-содержательной области – общество – культурные ценности По характеру участия – ребенок участник По продолжительности – долгосрочный По количеству участников – групповой Форма представления – презентация АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА ОБУСЛОВЛЕНА: - Большой значимостью воспитания нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников в современном обществе. - Развитием познавательных интересов и творческих способностей детей. ЦЕЛЬ ПРОЕКТА Формирование нравственно-патриотических чувств средствами декоративно-прикладного искусства. ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЙ ВОПРОС Способствует ли высокое художественное совершенство декоративно-прикладного искусства воспитанию нравственно-патриотических чувств. ГИПОТЕЗА Если не знакомить ребенка в дошкольном детстве с народно-прикладным искусством, то не будет достигнуто полное ознакомление с историей, культурой своего народа, что в дальнейшем приведет к обеднению его нравственно-патриотических чувств. АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА - Народное искусство глубоко воздействует на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений. - Ознакомление с произведениями народного творчества пробуждает в детях первые яркие представления о Родине, о ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств. - Знакомство с народно-прикладным искусством помогает раскрыть красоту родной природы. - Народное искусство способствует развитию эстетических чувств, творческих способностей, вызывает у ребенка желание участвовать в творческой деятельности: в составлении узоров, лепке, росписи игрушек и т. д. - В ходе исследовательской работы необходимо заинтересовать детей и их родителей в изучении данной темы, убедить в ее значимости. ПРОБЛЕМА: как повысить интерес к народно- прикладному искусству; какие формы и методы использовать для повышения познавательной активности детей; как влияет развивающая среда на нравственное развитие детей, на развитие художественных способностей; как может влиять участие родителей на результаты работы по ознакомлению детей с народными промыслами. ЗАДАЧИ Расширять представления детей о многообразии предметов декоративно-прикладного искусства. Формировать умение видеть взаимосвязь реальной действительности и народного искусства. Развивать творческие способности детей. Приобщать к многообразию и особенностям декоративно-прикладного искусства. Расширять представления детей о происхождении данного вида народного искусства. Донести до воспитанников, что они являются носителями великой русской культуры, наследниками великих мастеров. Воспитание чувства гордости за талант и самобытность русского народа. Приобщать родителей к совместной деятельности. ЭТАПЫ И СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЕКТА - Подготовительный этап (сентябрь) - Основной этап (октябрь – апрель) - Заключительный (май) Подготовительный этап № п/п Мероприятия Сроки реализации 1. Анкетирование родителей сентябрь 2. Диагностика детей сентябрь 3. «Круглый стол» с родителями и детьми сентябрь 4. Оформление выставки для родителей по русским народным промыслам сентябрь 5. Подбор наглядно- дидактических пособий, демонстрационного материала. Сентябрь 6. Составление перспективного плана, создание развивающей среды. Сентябрь Основной этап № п/п Мероприятия Сроки реализации 1. Проведение занятий (фронтальных, подгрупповых, индивидуальных) октябрь 2. Экскурсия в парк с целью наблюдения за растениями Октябрь, январь, апрель 3. Экскурсия в краеведческий музей города Ноябрь, февраль 4. Выставка «Народные игрушки своими руками» декабрь 5. Заучивание стихов, загадок о народных промыслах Октябрь- апрель 6. Конкурс детских рисунков по мотивам народных росписей март 7. Открытое занятие «Роспись дымковской игрушки» март Заключительный этап № п/п Мероприятия Сроки реализации 1. Диагностика детей, анализ результативности май 2. Выставка совместных работ детей и родителей «Умелые руки не знают скуки» май РЕЗУЛЬТАТ: В результате проведения комплексной работы по приобщению детей к декоративно-прикладному искусству у них появилось желание больше узнать о творчестве русских мастеров. Знакомство с произведениями народных мастеров, с историей промыслов формирует у детей уважение и любовь к Родине, истории своего народа. Народное искусство способствует развитию нравственно-патриотического и эстетического воспитания, развивает творческие способности детей. Без знания детьми народной культуры не может быть достигнуто полноценное нравственное и патриотическое воспитание ребенка. ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ: Вершинина Н. Горбова О. Знакомство с особенностями декоративно-прикладного искусства в процессе дидактических игр. //Дошкольное воспитание. 2004 №6. Грибовская А. А. Народное искусство и детское творчество. 2-е изд. – М. : Просвещение, 2006. Грибовская А. А. Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации. – М. : Скрипторий, 2008. Князева О. А., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб. : Акцидент, 1997. Концепция патриотического воспитания граждан РФ. – Управление ДОУ. 2005 №1 Лялина Л. А. Народные игры в детском саду. – М. : ТЦ Сфера, 2009. Народное искусство в воспитании детей. / Под ред. Комаровой Т. С. – М. : Педагогическое общество России, 2005. Скоролупова О. А. Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. – М. : Скрипторий, 2006. Соломенникова О. А. Радость творчества. – М. : Мозаика-Синтез, 2008. Халезова Н. Б. Народная пластика и декоративная лепка. – М. : ТЦ Сфера, 2005. Шпикалова Т. Я., Величкина Г. А. Дымковская игрушка. Рабочая тетрадь по основам народного искусства. – М. : Мозаика-Синтез, 2005. Шпикалова Т. Я., Величкина Г. Я. Городецкая роспись. Рабочая тетрадь по основам народного искусства. – М. :Мозаика-Синтез, 2005. Шпикалова Т. Я., Величкина Г. Я. Хохломская роспись. Рабочая тетрадь по основам народного искусства. – М. :Мозаика-Синтез, 2005. Шпикалова Т. Я., Величкина Г. Я. Сказочная Гжель. Рабочая тетрадь по основам народного искусства. – М. :Мозаика-Синтез, 20
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.